Краснодар:
Прага:
+7 900 23 62 765
+420 775 542 423

О системе M.A.R.S. ...

АРНИС, КАЛИ, ЭСКРИМА – синонимы, в буквальном переводе «схватка», «поединок», объединяют все боевые практики на Филиппинах. Несмотря на значительные влияния извне, а таковых было предостаточно (Индия, Тайланд – Муай Тай, Индонезия – Пенчак Силат, Китай – Ушу, западный бокс, фехтование и т. д.), имеют свою историю и специфику. Первыми с ними столкнулись завоеватели из Испании и США (оккупация длилась триста лет), которые, получив отпор местного населения, попытались запретить палочные бои. Кстати, поединки со смертельным исходом были официально запрещены правительством Филиппин только в 90-х годах прошлого столетия. И это неудивительно, потому что Ф.Б.И. - часть народной традиции, и практикуются филиппинцами повсеместно, независимо от пола и возраста. На сегодняшний день на самих Филиппинах насчитывается около двухсот школ Ф.Б.И.

Основателями системы M.A.R.S. ( Martial Аrts Research System) являются два человека Дэн Иносанто и Рон Балики.

Дэн Иносанто род. 24.07.1936 г. Изучал Джит Кун До с Брюсом Ли, кали эскрима с Эдом Паркером, Муай Тай, Силат, бразильское Джиу джитсу. В настоящее время руководит Академией Иносанто в Калифорнии, и является вице - президентом Lameco.

Рон Балики род. 2.09.1963 г., женат на Диане Ли Иносанто, занимался подготовкой военных организаций и правоохранительных органов, работал в Голливуде с конца 60-х. Также занимался постановкой трюков и хореографией боевых искусств в кинематографе. Участник боёв по версии Вале Тудо. Был телохранителем Стивена Сигала, Public Enemy и др. Изучал:
Dan Inosanto – Maphilindo Silat Yorinaga Nakamura - Shooto Edgar Sulite – Lameco Escrima Nicola Saignac - Savat Antoni de Longis - Bullwhip Leo Giron – Bahala Na Escrima Tom Meadows – Latigo Y Daga Chai Sirisute – Muai Thai Randy Williams – Wing Chun Fred Degerberg – Thai Boxing Paul de Thouras – Bukti Negara Herman Suwanda – Mande Muda Victore de Thouras – Serak Silat Larry Lindenmann – Jun Fan Jeet Kune Do, Filipino Kali Christopher Ricketts – Bakbakan Escrima.

Все ф.б.и. ориентированы в первую очередь на работу с оружием, даже детей учат справляться с палкой из ротангового дерева. Кроме того, традиционным оружием считается мачете, нож, короткий шест. На Филиппинах в отличие от других боевых систем, например, Китая или Кореи, сразу учат работе с оружием, и только потом изучают Панантукан – Филиппинский бокс. Над ним-то больше всего и работал Дэн Иносанто, кстати, агенты американских спецподразделений проходят обучение панантукан в академии Иносанто.

Как и большинство прикладных техник, эффективность панантукан можно оценить по достоинству только в реальных условиях, и наверно мало кому придёт в голову ради «спортивного интереса» спарринговать в полный контакт, да ещё без защиты и ограничений. Первые двенадцать комбинаций являются ключами к освоению всей техники. Здесь заложены основные принципы, а также нарабатываются удары в горло, глаза, суставы, «входы локтем» и т. д. Откуда такая травматичность? Наверно дело тут в самих филиппинцах. Авторы Кали понимали всю серьёзность работы как с оружием, так и без него, когда жизнь напрямую зависит от эффективности техники, невольно задумаешься о простоте и быстроте, таковы были задачи того времени, такими они остаются и сегодня.

Ниже коснёмся некоторых особенностей панантукан: Gunting (ножницы) – травмирующий удар в атакующую конечность, как правило, наносится в двух плоскостях (горизонтальной и вертикальной). Одновременно служит началом контратаки, и дальнейшего входа в структуру атакующего. Dumog – вращение противника в вертикальном положении с целью выявления уязвимых частей тела. Ритм – постоянная смена ритма дезориентирует противника, позволяет быстро закончить бой. К примеру, добивающие удары разной интенсивности наносятся сериями до падения противника на землю. Последовательность разрушения – атаки и контратаки часто начинаются с поражения суставов, например, рука противника может быть последовательно травмирована сначала в лучезапястном, потом в локтевом и плечевом суставах. Входы – внешний, внутренний и mix (перекрытие обеих рук с одной стороны).

Часто приходится слышать, что панантукан – «грязный бокс». Думаю, и то и другое верно. Подставки локтями, удары по суставам вряд ли понравятся практикующим спортивные дисциплины на ринге, в то же время широко используется техника бокса: работа корпусом, апперкоты, кроссы, перемещения.

Другие находят много общего с вин чун, и здесь тоже своя правда: во-первых – это акцент на работу руками, хуботы – аналог чи сао, захваты, похожие на лап сао из Вин Чун, атака центральной линии противника, перемещения по пяти углам(в вин чуне пять столбов), низкие удары ногами в связке с руками, включение на ближней дистанции локтей.

Кали – традиционная система Филиппин, в которой практически все 100% техники посвящены работе с оружием (палкой, мачете, ножом) строится на принципах углов, перемещений и захватов. В отличие от классики Айкидо, выходы на болевые замки всегда сопровождаются ударом, и сами замки выполняются зачастую с применением оружия (подрезание сухожилий, суставов и т.д.). Работа в партере отличается от таковой в спортивных дисциплинах, всё намного жёстче: атаки по суставам, добивание коленом, удушение палкой и мн.др. Ф.Б.И. могут быть использованы представителями других стилей, так как помогают глубже осознать свою технику, взглянуть на неё под другим углом, развивают скорость, реакцию и снимают чувство страха перед холодным оружием.

Максим Бурдин

СИЛАТ

Силат – традиционное боевое искусство Индонезии, свидетельства о котором дошли до нас ещё с 6 века, он также, как на Филиппинах кали нашёл своё отражение в традиционной культуре: в одежде, музыке, танцах и обрядах. На самом архипелаге сегодня насчитывается несколько сотен школ, и ещё столько же в Малайзии. Для неискушённых, силат может показаться всего лишь экзотическим танцем, имеющим мало общего с реальными поединками. На самом деле, его техника довольно агрессивна, направлена в первую очередь на нейтрализацию (уничтожение) как одного, так и нескольких противников, а вычурные для неопытных глаз движения – результат работы на влажной глинистой почве, вкупе со звериными стилями. Что неудивительно, ведь в своём развитии силат испытал влияние культур Индии, Китая и Японии, а боевое применение он получит во время национально-освободительного движения против голландских колонизаторов, и тогда же окажется под запретом. Как правило, используются три техники: Кобры, Тигра и Удава, в которых целиком раскрывается «скрытый» в «танце» арсенал – это весь спектр ударов ногами, от самых низких, до ударов в голову , используются стопорящие удары «нога в ногу» и сбивающие удары с подсечками. Техника рук не менее разнообразна: используется кулак, ребро и основание ладони, удары пальцами, локти, очень много отвлекающих движений. Все атаки заканчиваются добиванием противника, на ближней дистанции используются скручивания позвоночника и укусы. Работа с оружием включает крис –длинный кинжал с извилистым лезвием, писау – нож с широким клинком, паранг и галок – разновидности мачете, келеванг – сабля, педанг – меч, тоя – длинная палка, пен-чонг – короткая палка, томбак – копьё, арит – серп. Не менее важной является психологическая подготовка, благодаря которой «снимается» чувство страха, и оказывается давление на противника.

Джит Кун До

Джит Кун До (в букв. переводе Путь Опережающего Кулака) – метод, разработанный Брюсом Ли. В основе метода заложена простота, краткость и прямолинейность движений, а также атака центральной линии противника. Ошибкой – предупреждал он было бы считать Джит Кун До – отдельной школой, так как, обрастая новыми правилами и законами, она обрекает себя на смерть. На одном из рисунков Брюса Ли была нарисована могила, на надгробии которой написано следующее: «Этот человек отравился в классической столовой». Похоже, это и есть ключ к пониманию Джит Кун До. Брюс Ли родился и вырос в Гонконге, он хорошо танцевал ча-ча-ча, изучал Вин Чун у грандмастера Ип Мана, часто дрался в уличных потасовках, и был знаком с китайским театром. Позднее переехал в США , где вместе с Дэном Иносанто, который познакомил его с филиппинскими техниками Кали, продолжал изучать боевые искусства, там и зародилась идея создания Джит Кун До как метода. К тому времени Брюс прошёл первые две ступени Вин Чун, изучал Джиу Джитсу, западный и Филиппинский бокс. Кстати, для тех, кто интересуется биографией Брюса, в интернете выложены документальные ролики с его выступлений и кинопроб в Голливуде. Он постоянно критикует классические техники (и, отчасти это справедливо) за то, что они «не работают». Действительно, многие восточные школы никогда и не ставили перед собой задачу победы в спарринге, они больше исходили из религиозных принципов слияния с Дао, гармонии Инь - Ян, обретения Великой Пустоты, имея под собой богатую традицию, и, тем не менее, считались боевыми. Поэтому, не трудно догадаться, что взгляды Брюса выглядели на этом фоне более, чем революционными, и, заяви он в родном Гонконге о методе Джит Кун До, конфликт с ортодоксальными школами был бы неизбежен. Как раз в Соединённых Штатах во второй половине прошлого столетия, возрастает интерес молодёжи к различным восточным практикам, и здесь, на готовой почве, появляется Брюс Ли. Фактически, он сумел донести до западного человека свой метод - причудливую по тем меркам квинтэссенцию из восточных техник и западного бокса, где во главе угла стоит спарринг, и это производит фурор. И сегодня можно увидеть в фильмах с Брюсом сочетание классических боксёрских ударов с «низкими» ударами ног Вин Чун, или же, «высокие» ноги таэквондо вместе с удушающими «замками» . Он сразу находит множество учеников и последователей, знакомится в зале со своей будущей женой, и снимается в ряде картин. В кинематографе наиболее ярко принципы Джит Кун До показаны в последней сцене - поединке с Чаком Норрисом в римском колизее. Чак Норрис представляет, судя по всему традиционное каратэ, и поначалу Брюсу приходится туго. Чтоб обойти Норриса, необходимо не просто собраться, надо пересмотреть весь рисунок боя, и превзойти себя, эти несколько секунд , пожалуй, самые главные. Здесь Брюс обращается к зрителю с экрана уже не как актёр, он на миг выходит из контекста фильма, чтоб показать Джит Кун До в действии, пропуская его через себя. Он начинает двигаться более динамично, появляются боксёрские сайд-стэпы, а дальше на противника сыплется весь «букет» техник, Чак Норрис падает со сломанным коленом , но, следуя пути воина, идёт до конца. Брюс Ли по праву может считаться героем своего времени, наравне с такими мастерами, как Масутацу Ояма (основатель каратэ Кёкусинкай) и Морихэй Уэсиба (основатель Айкидо), во многом, благодаря им, боевые искусства стали такими, какими мы привыкли их видеть сегодня. Аллегорические высказывания Брюса : история о монахе, который переплыл реку на лодке, а потом сложил из неё костёр, сравнение мастера с водой, которую нельзя схватить и невозможно ударить. Наконец, река, которая течёт свободно, однако, в пределах берегов..

– Уберите берег – продолжает Брюс, и начнётся наводнение – говорят, скорее всего, об иррациональном способе познания искусства, как искусства, убеждая заглянуть в себя, чтоб понять, насколько всё просто. В наше время существует великое множество школ Джит Кун До, условно их можно разделить на: а) На базе филиппинских техник и Вин Чун, б) На базе бокса, каратэ и т.д. К первой категории относится знаменитое Джун Фан Джит Кун До Дэна Иносанто (Джун Фан – китайское имя Брюса Ли), здесь параллельно изучают разные дисциплины – ударные техники комбинируются с борцовскими, обязательна работа с оружием, акцент школы ставится на многопрофильность подготовки. В других школах, где больше изучают ударные дисциплины, есть тесты на разбивание твёрдых предметов, также изучаются «звериные» стили, используются различные методики постановки удара. Визитной карточкой современного Джит Кун До являются спарринги ( им уделяют до 90% всего времени), так, некоторые школы сначала осваивают бокс, и только потом «добавляют» Вин Чун, интересна работа на средней дистанции – трэппинг, внешне напоминает склеенные руки Вин Чун и хубады Кали.

Вин Чун

Очень интересная система, которая по преданию возникла в Китае в 17 веке, основала её женщина по имени Нг Муи. Однако автором современного китайского Вин Чуна является Ип Ман. Будучи человеком творческим, Ип Ман «подчистил» Вин Чун от всего лишнего, создав совершенно уникальный по своей экономичности стиль. Он был первым, кто предложил использовать деревянный манекен для постоянной «шлифовки» мастерства. На сегодняшний день изучение Вин Чун проходит несколько этапов. Первая ступень – Начальная идея (Сиу Лим Тао) – выполняется статично и несёт в себе все базовые принципы. Вторая ступень – Техника наведения мостов (Чам Кью) – развивает навыки движения структуры в пространстве, а также работу с дистанцией с сохранением точки контакта (мостом), здесь же появляется Укоренение – специфичное для Вин Чуна оседание бёдер и таза. Третья ступень – Бьющие пальцы (Бил Цзы) - развивают «упругую силу», ставится техника ударов пальцами и восстановление утраченной центральной линии. Четвёртая ступень – Техника деревянного менекена, после освоения которой начинается работа с оружием – это парные китайские «ножи – бабочки» и шест. Работа с оружием развивает координацию движений, служит для постановки ударной силы и скорости перемещений. Дополнительно проходятся техники «Пяти столбов» - движения по пяти углам и цигун. Не нужно быть большим экспертом, чтобы отличить Вин Чун от других стилей, сочетание скорости и точности, отсутствие низких стоек и размашистых движений – вот его визитная карточка. Основные принципы Вин Чун следующие: удары руками выполняются без замаха, локоть во время удара стремится занять центральную линию, в то время, как плечи остаются на месте. Все блокирующие движения комбинируются вместе с ударными, без паузы, центром атаки, и центром «давления» является центральная линия противника. Конечная цель – слом структуры через «вход» в центральную линию. Атакующая структура всегда напоминает треугольник, «передняя» нога пустая, вся масса тела на опорной «задней» ноге, перемещения, как правило, строятся по прямой и диагональным (45 градусов) траекториям . Треугольник в структуре позволяет использовать важное в Вин Чуне правило «Трёх рук», когда противник постоянно находится в зоне досягаемости обеих рук и одной ноги – это, в свою очередь, позволяет проводить молниеносные атаки по разным уровням. Высокие удары ногами не используются (практичный китайский подход), атакуются колени, и бёдра во время стоп-ударов. Но, самое впечатляющее в Вин Чуне – это неповторимая техника чи сао или «склеенные руки». Она начинается на средней и ближней дистанции: два человека стараются непрерывно контролировать руки друг друга, для этого необходимо постоянное восстановление структуры и позиции локтя. Быть слишком жёстким – опасно, опередят, мягким – продавят, необходимо быть «средним» , поддержание «среднего» состояния является самым сложным в овладении внутренним мастерством Вин Чун. Недаром Брюс Ли называл чи сао самой эффективной защитой в мире! Потому что в реальном поединке мастеру достаточно коснуться руки, и это может стоить сломанного колена. В настоящее время до сих пор живы ученики Ип Мана – William Cheung, Chris Chan, Leung Siu - Hung, Leung Ting и др. Кроме китайского направления, существует вьетнамская ветвь Вин Чун, которая испытала влияние традиционных вьетнамских стилей, и по сути, они определили её специфику.

Шутфайтинг

Появился в Японии, как и большинство «смешанных» стилей в конце 20 века. Ударная техника представляла собой гибрид Кик - боксинга, Каратэ и Муай Тай, работа в партере Дзюдо, Вольная борьба. Удары руками проводятся в перчатках, часто используются высокие удары ногами в комбинациях с борцовскими замками и низкими подсечками. Сами бойцы «шуто» разносторонне подготовлены, могут одинаково работать в стойке и на земле, без видимых предпочтений. Очень эффектно выглядят переходы от серий ударов к проводимым после них и против них замкам на руки и ноги. Относится к зрелищным видам спорта, есть раунды, используется защита.

Максим Бурдин

14-15 декабря в Праге пройдёт семинар ученика Дэна Иносанто и Рона Балики, заслуженного тренера Италии по дзюдо, guro Raffaele Pierucci. 1-й день применение техники КАЛИ в стойке и партере, на ММА и на поражение, 2-й день - техника ножа по системам Lameco & Lacosta Escrima, Inosanto Kali. По прохождении выдаётся сертификат. Стоимость 3000 czk. Информация по тел. 775 542 423